О создателе русского комбайна сведений совсем мало: ни дня рождения, ни даты его смерти. Известно лишь, что в 1865 г. Андрей Романович Власенко окончил Горы-Горецкое земледельческое училище в Могилёвской области. После получения аттестата прибыл в село Борисовское Бежецкого уезда Тверской губернии, в имение И. П. Новосильцева, у которого и проработал управителем десять лет. Здесь он и изобрел свою машину.
Андрей Власенко изобрел первый зерноуборочный комбайн – машину для уборки обмолота хлеба на корню – в 1868 году. Его машина имела гребёнку для обрывания колосьев, ковшовый транспортёр для подачи хлебной массы к бильному барабану молотилки, а также большой деревянный ларь для сбора зерна, прошедшего через решета и отделённого от вороха соломы, сорняков, земли и песка.,устройства для подъема гребенки и барабана, штурвала и дышла. Обмолоченные колосья и солома сходили с решета и попадали в подвешенные мешки. Комбайн приводился в движение тремя лошадьми, а при густом полеглом хлебе – двумя парами лошадей и обслуживалась двумя рабочими.
«Цель и назначение такой машины, как показывает само название, убирать хлеб прямо с корня зерном. Всякому и малознакомому с земледелием известно, сколько отнимает рабочих рук уборка хлеба и молотьба и с какими часто сопряжены бывают затруднениями и потерями для хозяйства эти работы, особенно в степных губерниях, где не редкость, что хлеб остается неубранным. …Заведенные в некоторых хозяйствах жатвенные машины, конечно, облегчают уборку хлеба, но сравнительно немного…», — писал тогда агроном-изобретатель в Вольное Экономическое общество.
8 сентября 1868 года утро в Тверской губернии выдалось дождливым. Местные помещики, мировой судья, зажиточные крестьяне и другая достопочтенная публика собрались под навесом и наблюдали, как агроном Андрей Романович Власенко, работающий управляющим в местном имении, впрягал пару лошадей в повозку странной формы и не всем понятного назначения. Наш современник мог бы угадать в ней прообраз комбайна. Жатка с направляющими зубьями, барабаном и бункером для зерна. Власенко закончил разрабатывать свою машину в июле 1886 года и вместе с деревенским кузнецом воплотил проект в железе. Вернее, в железе и дереве (пришлось экономить, ведь делал он комбайн за собственный счёт).
Испытания 1868 года прошли успешно. Тогда же от агронома Андрея Власенко в департамент земледелия поступило прошение о выдаче ему десятилетней «привилегии» на изобретённую им «конную зерноуборку на корню». Неслыханное дело! По всей России хлеб убирали серпами и косами, обмолачивали простейшим цепом, а в машине Власенко все было скомбинировано: жатва с обмолотом. Так и стали ее обозначать: жнея-молотилка. Испытания первой зерноуборочной машины проводились перед официальными представителями специальной комиссии. В первый день испытаний было убрано четыре десятины овса. Во второй, за 10 часов, сжато и обмолочено больше четырёх десятин ячменя. Быстрее, чем руками, в 20 раз. И в восемь раз быстрей американской жнейки «Мак-Кормик» – которая к тому же не молотит и зерна теряет 10-30 пудов на десятине.
Новинка была единогласно одобрена. Власенко получил привилегию. Автор первого комбайна, говорят, был скромен и самокритичен. Считал свою машину несовершенной. Группа учёных и землевладельцев обратилась с призывом помочь Власенко в таком полезном государственном деле. На этом, собственно, и заканчивается история ещё одного самородка…
Александр Алексеевич Зеленой, генерал-адъютант, министр госимуществ, ведавший и земледелием, пригвоздил прошение о производстве российской жнейки-молотилки размашистой резолюцией: «Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы».
Через год американцы и англичане привезли свои сельхозмашины на Австро-Венгерскую всемирную выставку. Машина Власенко туда не добралась: Зеленой отказался выделить средства на транспортировку. А Власенко, чтоб сгладить неудобство, в апреле 1887 года наградили «за высокополезную деятельность» золотой медалью Вольного экономического общества.
Следует отметить, что американскую жнейку, предшествующую комбайнам, двигали 24 мула, а обслуживали её 7 рабочих. При этом производительность была та же, что у машины Власенко, работавшей с тремя лошадьми и двумя рабочими. Потери зерна также были несопоставимы. Первые же аналоги комбайна Власенко появились в США лишь в 1879 году. К 1887 году появилось несколько усовершенствованных комбайнов Беньямина Холта (его в США считают изобретателем комбайна), а в 1890 году началось их заводское производство.