Бежецк богат на творческих, одаренных людей. Этот наш материал посвящен художнице и поэтессе Галине Павловне Говоровой. В 2013 году об этом человеке очень душевно рассказал Александр Симонов в 8 выпуске историко-краеведческом альманахе «Бежецкий край».
«Галя родилась в Бежецке в первый послевоенный год. Тяжело было не только ее многодетной семье – всей стране, каждому, кто воевал или работал в тылу. Но ее детские воспоминания уже связаны с красками.
«Мой старший брат великолепно рисовал. И я, совсем еще ребенок, подолгу стояла у него за спиной, наблюдая за тем, как рождается натюрморт или пейзаж. Иногда тайком утаскивала тюбик-другой краски и пыталась что-то изобразить сама…»
Первыми, кто заметил в ней одаренность и тягу к рисованию, были школьные учителя – С.Ф. Вихрова и А.М. Арсеньев. Они сделали всё, чтобы развить и направить способности девочки, и об этих людях Галина Павловна вспоминает с особой теплотой. В четырнадцать лет она набралась храбрости и уговорила М.И. Кузнецова, человека в Бежецке поистине легендарного, принять ее в изобразительную студию, которой, помимо оркестра, руководил «мэтр». Там, среди людей достаточно взрослых, юная Галя делала первые шаги в самостоятельном творчестве.
После школы вопрос «что делать?» перед ней не стоял. Галина решила всерьез заниматься живописью и, хотя не все в семье разделяли ее выбор, поступила в Калининское полиграфическое училище. Прозанимавшись около четырех месяцев, поняла, что полиграфия – не для нее. Шрифты, виньетки, рамки, обложки – всё это мало напоминало тот мир красок и фантазии, к которому она стремилась. Галя вернулась из Калинина домой, но мечту свою не оставила.
В 1964 году она отправилась в Московскую область поступать в Абрамцевское художественно-промышленное училище. В небольшой поселок близ Сергиева Посада (тогда Загорска), по ее словам, съезжались тогда ребята с Севера, Урала, со всей страны. Конкурс был семь человек на место, но Галя была зачислена.
«В первый год я дважды бросала учебу. Всё было не так, как дома, – строго, даже придирчиво. Здесь, в Бежецке, я всегда на «отлично» рисовала, а там еле-еле на «тройки» плелась. Бывало, всё – кажется не могу больше, не хватает ни сил, ни терпения. Срываюсь, еду домой, а через несколько дней снова влечет и тянет обратно…»
Говорят, одаренный человек редко проявляет себя в чем-то одном. В стенах училища, среди холстов и скульптур, Галина начала пробовать свои силы в поэзии. Первые строчки, первые рифмы, первые публикации в местной прессе – всё это придавало сил и уверенности в правильности выбранного пути. Впрочем, профессиональным поэтом Галина Павловна стать никогда не стремилась. Все свои стихи, начиная с первых и по сей день, она пишет, что называется «для себя», по вдохновению.
Позади годы учения, и Галина едет по распределению в Ростов-на-Дону. Ей предлагали работу в Калинине и Ленинграде, но она отправилась в далекий южный город навстречу неизвестности и впечатлениям. Когда ты молод, это ведь так просто. Однако «Ростов-папа» первые восторги начинающей художницы охладил. Она попала в мастерские по производству ширпотреба типа «Налетай, торопись – покупай живопись!»
Серийные изделия, чашки, пепельницы – совсем не об этом мечтала Галина, штудируя в училище рисунок и живопись. Да и условий для собственного творчества у нее не было: ни своего жилья, ни мастерской в чужом городе.
«Так бы и кисла я положенные три года в Ростове, расписывала чашки да оформляла витрины магазинов, если бы не одна встреча. Я познакомилась с московским прозаиком Иваном Яновым, которого заинтересовали мои стихи. Видя, что я просто маюсь и не могу «найти себя» в Ростове, он добился того, чтобы мне разрешили досрочно вернуться домой, в Бежецк. Так в начале 70-х закончился мой «ростовский период».
В те годы зарабатывать на «вольных хлебах» могли только члены творческих союзов. Все остальные граждане должны были где-нибудь «служить», в противном случае объявлялись «тунеядцами» и автоматически вступали в конфликт с законом. Чтобы этого не случилось, Галина рисовала афиши в кинотеатре, работала оформителем на заводе БОЭЗ. При этом совершенствовала себя в живописи и графике, работала на «пленэре», создавала портреты своих современников.
Не оставляла Галина Павловна и занятия поэзией – в бежецкой районке «Путь коммунизму» появлялись ее стихи. Однажды по приглашению своей подруги Галина приехала погостить в поселок Жарковский, что на западе Тверского края. Приехала… и осталась. Ее покорил этот «медвежий угол», его природа и люди. Работая художником-оформителем на местном деревообрабатывающем комбинате, она в свободное время с упоением пишет портреты друзей, натюрморты, пейзажи Верхневолжья. А за образами значительными почти всегда рождались образы поэтические, и в местных газетах тоже печатаются стихотворения Галины Павловны. Время, проведенное в Жарковском, было для нее настоящей «болдинской осенью».
Жизнь, к сожалению, берет свое. Ушел из жизни старший брат, стала болеть мама, и Галина в середине 70-х перебирается назад в Бежецк. Здесь она, устроившись оформителем в «Бежторг», формально работает над дизайном торговых площадей этой организации, а фактически – вливается в коллектив молодых бежецких художников. Неоднократно выставляет свои работы в краеведческом музее, библиотеке, Доме культуры. По рекомендации Михаила Ивановича Кузнецова принимает участие в областной выставке самодеятельных художников в Твери. И, конечно, не расстается со стихами.
Много строк и холстов она посвятила Ван Гогу, – своему любимому художнику. Ее работы, приобретенные или принятые в дар, находятся в частных коллекциях в разных городах России…»
Галина Павловна скончалась 5 января 2022 года. Как писали жители города, «бежецкая культура понесла большую утрату». Но память о ней жива в сердцах тех, кто дружил с ней и работал, кто восхищался ее талантами…
Фотографии Владимира Козырева