Вспоминая славные имена известных бежечан: художник Александр Самохвалов

Вспоминая славные имена известных бежечан: художник Александр Самохвалов

Александр Николаевич Самохвалов

8 августа 1894 г. в городе Бежецке Тверской губернии родился Александр Николаевич Самохвалов – живописец, график, иллюстратор, плакатист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).

Своё образование А.Н. Самохвалов начал в родном городе в церковно-приходской школе, которую успешно окончил в 1905 г. Затем отец отправил сына в Калязинское механико-техническое училище им. Полежаева. «Я выдержал экзамены и оказался в первом классе самым младшим учеником среди здоровенных, чуть ли не двадцатилетних» – писал в своих воспоминаниях будущий художник. В этом училище был специальный класс для рисования с приспособлениями для натюрмортов и пюпитрами для рисунков, а стены класса украшали репродукции картин Сурикова, Серова, Репина, Врубеля.

Именно в Калязинском училище А.Н. Самохвалов стал получать первые профессиональные уроки живописи, хотя способности к рисованию проявлялись у него и в более ранние годы. Наставником для него стал местный учитель рисования Михаил Георгиевич Горячев, который давал юному подопечному свои акварель и кисточки. Однако закончить учебу в Калязине не удалось, за участие в революционном движении, которое получило распространение в том числе среди учеников училища, А.Н. Самохвалов был исключен в 1908 г.

После разбирательств о революционных беспорядках в училище получили право вернуться только ученики с безупречными отметками по поведению, тогда как у Самохвалова стояла тройка. Позднее отцу удалось уладить ситуацию с дирекцией училища, отметку исправили, однако в Калязин учиться А.Н. Самохвалов уже не вернулся.

Летом 1909 г. А.Н. Самохвалов выдержал вступительные испытания на поступление в 3-й класс Бежецкого реального училища. В прошении о принятии сына в учебное заведение Николай Дмитриевич Самохвалов о Калязинском училище не упоминал.

В Бежецком реальном училище А.Н. Самохвалов познакомился со своим новым наставником по рисованию и живописи – Иваном Малахиевичем Костенко. И.М. Костенко был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а в Бежецком училище преподавал помимо рисования черчение и чистописание. В архивном фонде Бежецкого училища сохранилась программа по рисованию, черчению и чистописанию, составленная Иваном Малахиевичем в 1915 г.

А.Н. Самохвалов вошел в близкий круг учеников И.М. Костенко, впоследствии в 1918-1921 гг. они совместно организовали в Бежецке летнюю школу живописи, рисования и лепки, в которой занимались дети рабочих и служащих. Основной курс училища (6 классов) А.Н. Самохвалов окончил в 1913 г., а в 1914 г. получил свидетельство об окончании дополнительного класса.

В период с 1914 по 1923 гг. с перерывами Александр Николаевич обучался на архитектурном факультете и в мастерской К.С. Петрова-Водкина в Академии художеств в Петрограде. В 1918-1919 гг. участвовал в оформлении города Бежецка к 1-й годовщине Октябрьской революции, преподавал рисунок в женской школе и на педагогических курсах, создал проекты Дворца Советов и народного дома для города (проекты не были осуществлены).

В 1920 г. А.Н. Самохвалов перебрался на постоянное место жительства в Петроград/Ленинград. В 1923 году Самохвалов окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Его дипломной работой стала картина «Головомойка». В произведении художник подражал своему учителю Кузьме Петрову-Водкину. Он построил сложную композицию: фигуры людей, предметы, лестницу изобразил с разных углов.

В начале 1920-х Александр Самохвалов рисовал иллюстрации, реставрировал старинные картины для музеев Петрограда. Художник восстановил фрески в Георгиевском соборе в Старой Ладоге.

Для Российского телеграфного агентства Самохвалов нарисовал несколько агитационных плакатов. Среди них — «Ленин и электрификация», «Вперед, по ленинскому пути!» и «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн». В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже за плакат «На смену старшим» он получил золотую медаль.

Картины Александра Самохвалова

Самохвалов состоял сразу в нескольких художественных обществах, среди которых — «Община художников», «Жар-цвет», «Круг художников». На их выставках он представлял картины «Семья рыбака», «Кондукторша», «Щебенщики». На большей части полотен Александр Самохвалов изображал рабочих. Его интересовал облик современного ему «человека труда» и современной ему женщины — служащей, рабочей. Он создал картины «Работница с напильником», «Работница, засучивающая рукава».

Его картину «Девушку в футболке» показали на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Французские критики назвали эту картину «советской Джокондой». 

В послевоенные годы Самохвалов работал над групповыми портретами участников войны. Среди них картины «Сталинградцы», «Бойцы вспоминают минувшие дни» и «Встреча друзей». Итогом творчества Самохвалова стала картина «Аппассионата» («Строители коммунизма»). Ее художник написал в 1967 году. На ней он изобразил пианиста, который в окружении рабочих играет любимое произведение Владимира Ленина — «Аппасионату» Людвига ван Бетховена.

Произведения А.Н. Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х гг., его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека.

Картины Александра Самохвалова

Народный художник СССР, академик Е.А. Кибрик писал о нем: «Особенным я называю Самохвалова потому, что его художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой живописи, и в книжной графике, и в театре, и в прикладном искусстве, и в скульптуре малых форм».

Поделиться статьей

You may also like...